Вице-премьер Виталий Савельев в рамках просветительского марафона «Знание. Первые» отметил 6 ноября, что возвращение к разработке пассажирских сверхзвуковых самолётов может стать реальностью в ближайшем будущем. Он напомнил об опыте СССР, когда был создан Ту-144. Эти самолёты хоть и непродолжительное время, совершали регулярные рейсы и стали вехой в истории отечественной авиации.
Он уверен, что сверхзвуковые машины – это будущее гражданской авиации, и привёл в пример длительность перелётов из европейской части России на Дальний Восток, где время в пути может достигать девяти часов. Сверхзвуковые самолёты способны значительно сократить продолжительность таких рейсов, что, по словам Савельева, в разрезе бизнес-перевозок делает их перспективу особенно актуальной.
Тему возрождения гражданской сверхзвуковой авиации ранее поднимал президент России Владимир Путин на встречах с общественностью и в рамках визитов на Казанский авиационный завод. В 2018 году и в 2019 году он обращал внимание на необходимость новых исследований и внедрения современных технологий для совершенствования гражданской авиации в стране. Теперь Виталий Савельев подчеркнул, что у России имеются все необходимые ресурсы и возможности первой вывести на рынок новые пассажирские сверхзвуковые самолёты.
В этой связи управляющий директор АО «Туполев» Константин Тимофеев рассказал, что ранее отвечал на вопросы о возрождении сверхзвуковой авиации для пассажирских перевозок и сообщил, что «Туполев» может восстановить один из самолётов Ту-144, который находится в Жуковском.
«Студенты КАИ уже как-то задавали мне вопрос, не хотим ли мы поставить на крыло Ту-144. Технически это возможно. Одна из таких машин есть на нашей базе в Жуковском, причём в довольно неплохом состоянии. Восстановление её лётной годности могло бы стать первым шагом к возрождению сверхзвуковых авиасообщений в нашей стране», –
Однако он подчеркнул, что на данный момент первостепенная задача компании «Туполев» – выйти на плановые темпы серийного производства самолётов Ту-214. Тем не менее, в перспективе создание и использование сверхзвукового самолёта-лаборатории может оказать значительное влияние на развитие гражданской авиационной техники.
В сообщении Константина Тимофеева речь идёт о самолёте Ту-144 с регистрационным номером СССР-77115, который находится на хранении в ЛИИ им. Громова в Жуковском и является постоянным участником статической экспозиции МАКС. Летающая лаборатория Ту-144 позволит глубже исследовать безопасность, эффективность и экономичность сверхзвуковых машин, что в конечном итоге предоставит конструкторам, учёным и производителям самолётных систем новые данные для создания сверхзвукового самолёта, отвечающего современным требованиям.